Повзрослевший мальчишка со шпагой ©
Вот, учитывая недавний мой пост, давайте пофантазируем. Чтобы вы изменили в школьной программе по литературе.
Чтобы отменили, добавили, как бы вообще соствили бы?
Я бы, прежде, всего убрал бы Платонова, да у меня к нему просто пламенная любовь, как вы поняли.
Ещё бы я убрал бы Гончарова "Обыкновенную историю".
И не потому, что плохо.
Одно из моих любимых произведений, просто рано его в школе изучать.
Я ржу над жёлтыми цветами и понимаю,что всё это такой тонкий стёб над романтизмом, но понимаю это сейчас.
А в десятом классе циничный дядюшка Александра, я полагаю, вызывает неудоумение.
Как так можно издеваться, мол, над любовью.
Добавил бы " Дорога уходит вдаль" Александры Бруштейн.
Может, Крапивина для внеклассного чтения.
А вы?
Я бы убрал Бунина и Тургенева, точнее, сократил бы их до минимума. Перенес бы Шекспира класс на 10-11, детишкам он неинтересен и непонятен.
Васильева из внеклассного чтения затолкал бы в обязательное.
Добавил бы что-то из современной подростковой скандинавской и японской литературы.
И, сука, убрал бы "Чучело", потому что это далеко не лучшее произведение про травлю, есть куда интереснее, качественнее и понятнее для детей книги на эту тему.
Вернула бы "Повесть о настоящем человеке".
Заменила бы пушкинские "Повести Белкина" на что-то, более актуальное для семиклассников.
Убрала бы нудные оды Державина и сложно воспринимаемый древнеславянский эпос.
Крапивин и так есть во внеклассном чтении, его можно в началке ввести в обязательную программу. Не все произведения, что-нибудь небольшое по объему.
"Война и мир " в полном варианте - толко в профильных классах. Дети сейчас приобрели клиповое мышление, им сложно воспринимать огромные объемы текста. Ознакомить с этим романом надо, но Толстого в полной мере начинают воспринимать глубоко в более зрелом возрасте, равно, как и Достоевского. Хотя, "Преступление и наказание" я бы оставила.
Обязательно "Два капитана" Каверина. Там тоже большой объем, но проблемы для раннего юношества ( дружба, предательство, первая любовь, долг и патриотизм в приключенческом сюжете) очень актуальны.
" Маленький Принц" обязателен. Причем, в старших классах, когда эта книга воспринимается, как притча и аллегория, а не как сказка.
Если что-то додумаю, позже допишу))
А вообще классики оставить минимум и в старших классах, а более младшим дать хорошие современные книги по возрасту. Приключения Алисы там, да хоть ГарриПоттера, блин, но чтобы было понятно и не требовало перевода с русского на русский.
А чо вк? У меня это была первая фентези, не считая хоббита, который не понравился. В 12 лет зашло отлично, до сих пор вот не попустило.
Вообще не очень люблю фэнтези.
Гарри Потттер прекрасно, но и русские произведения для подростков тоже нужны.
Мне 90% школьной программы за 10-11 классы стали интересны и понятны только сейчас, спустя 10 и более лет после окончания школы. Ну ладно, я был младше остальных на полтора-два года, но не на десять же. Они у всех шли со скрипом. До 10 класса такого сильного непонимания произведений не было. По сути там на месте только Булгаков, вся поэзия Серебряного века, Чехов, Горький, Достоевский может быть. И военные произведения, вот только я не помню, они были в программе или я их читал потому что в театре надо было. Остальное - очень сомнительно.
А Крапивин и правда есть во внеклассном чтении где-то классе в 5-7 что ли. Самое оно, но я бы передвинул в обязательное, класс на 5-6 что-то типа "Оруженосец Кашка", "Мушкетёр и фея", "Колыбельная для брата" или что-то в том же духе. Может быть "Мальчик со шпагой", но уже сомнительно.
Кристалл хрусталя, и я
Достоевского и Толстого (романы) - нахрен из школьной программы. Ну не воспринимаются они в школьном возрасте. Это я как педагог русского языка и литературы (по диплому) говорю. Достоевский мне зашел в универе - когда уже была большая база от древнерусских и античных текстов до, собственно, 19 в.
А вот зарубежной литературы в основной программе очевидно не хватает. "Над пропастью во ржи", например, воспринимается в 15-17 лет, а старше - уже нет (в моем случае, по крайней мере)
а что разумное доброе, вечное, полностью согласен.
Романы не воспринимаются Достоевского и Толстого-да. Я воспринимал, но я просто немного умнее сверстников был.
Сэлинджера-да, однозначно.
ещё можно книгу Джона ван де Рюита "Малёк".
Ну ближе к страшим классам. Это из ЮАР писатель.
Реально блин составить надо, я же до хрена подростковой литературы читаю